АФИША

 

Подразделение культуры СПб РО ОООИ ВОГ на базе ДНДТ

Подразделение культуры СПб РО ОООИ ВОГ на базе ДНДТ, открытое в 1922 году, является единственным в регионе специализированным культурно-досуговым и просветительским учреждением для 17000 инвалидов по слуху Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ подразделения культуры СПб РО ОООИ ВОГ на базе ДНДТ

— Организация общегородских и региональных культурных мероприятий
— Работа с молодежью и детьми
— Работа с ветеранами
— Работа с любительскими объединениями

 

Студии подразделения культуры СПб РО ОООИ ВОГ на базе ДНДТ

— Ансамбль жестовой песни «На Английской набережной» Руководитель Л. Е. ГЕРМАН
— Хореографический ансамбль «Пальмира» Руководитель А. В. БЕЛОСТОЦКАЯ
— Студия клоунады и пантомимы «КОЛЕСО» Руководитель И. О.  ГОЛЬЦОВ
— Студия малых драматических форм «БАЛАГАНЧИК» Руководитель М. В. ВАСИЛЬЕВА
— Театральная студия «МАСКАРАД» Руководитель В. В. БОЧАРОВ

 

КЛУБНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

— Клуб «Ветеран»
— Клуб «Книголюб»
— Клуб «Причал»
— Клуб «Милосердие»

 

БИБЛИОТЕКА ДК

— Обслуживание посетителей в читальном зале
— Организация тематических выставок книг
— Проведение литературных вечеров, обзоров, бесед, викторин

 

МУЗЕЙ ИСТОРИИ СПб РО ОООИ ВОГ

— Архивная и поисковая работа
— Участие в симпозиумах по истории глухих
— Экскурсии в музее
— Оформление фотостендов и экспозиций

 

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

17 ноября 1918 года в Петрограде открылось первое в Советской России убежище глухонемых. Там же, на улице 12‑Й роты в доме № 28, в 1919 году открылся первый клуб глухонемых. В августе 1920 года убежище (Дом глухонемых) вместе с клубом переехало на ул.Красную (Галерную), дом № 47. Здание было названо Дом просвещения и труда глухонемых. 15 ноября 1921 года Дом труда и просвещения глухонемых разделился на 2 самостоятельных учреждения: Дом труда глухонемых и Дом просвещения глухонемых. 5 декабря 1922 года особняк Великого князя Михаила Романова был передан СОЮЗУ глухонемых.

В 1920 г. в бывшем Дворце Великого князя Михаила Романова, по ул. Красной (Галерной), д. 55, был создан первый в России театр глухонемых «Пантомима» во главе с М. Тагером. В театре ставились спектакли с использованием пластики, мимики и жестов.

 img082

15 ноября 1921 г. Дом труда и просвещения распался на Дом труда и Дом просвещения, а в 1922 г. особняк М. Романова был передан Петрогубсобесом под «Дом просвещения глухонемых».

В здании на Английской набережной, д.54, находится Дом культуры глухих и библиотека. Музей истории глухих был открыт в апреле 1980 года. В здании по Галерной улице, в доме № 55, находится Правление СПБ РО ОООИ ВОГ и спортивный клуб глухих. Ранее в здании были специальная школа для ликвидации безграмотности среди взрослых глухих людей, мастерские (швейная, обувная, полиграфическая), где неслышащие люди могли получать профессиональные навыки. Была организована студия изобразительного и прикладного искусства, где глухие люди учились рисовать, вышивать, вязать, занимались резьбой по дереву.

В здании находилось общежитие на 45 мест, а также квартиры для проживания преподавателей и руководителей кружковой работы.

Во время войны в здании размещался госпиталь, но глухие люди постоянно дежурили, сохраняя здание, даже на крышах, сбрасывая фугаски. В период Великой Отечественной войны ленинградский городской и областной отделы ВОГ оказывали членам ВОГ помощь в эвакуации из города, в получении продовольственных карточек тем, кто остался, поддерживали слабых, группировали глухих в спаянный коллектив. В Доме просвещения глухонемых действовали оборонные кружки — стрелковые, санитарные и противовоздушные. На случай прорыва блокады фашистской армией было организовано обучение глухих по владению оружием, как отечественным, так и трофейным. Люди обучались приёмам уличных боёв на стадионе института физкультуры и спорта им. Лесгафта, а во время обстрелов — в бомбоубежище института. При свете коптилок проводились беседы, рассказывались последние новости о положении на фронтах. сентября 1941 года в первый артиллерийский обстрел города, крупнокалиберный снаряд, разворотив стену в ДПГ, взорвался в лестничном пролёте. 1 июля 1942 года Дом просвещения глухонемых по решению Ленгорисполкома был законсервирован.В июле 1942 года большая группа глухих была организованно вывезена из города. Из числа 4500 членов общества (в 1941 г.) в 1945 году в городе насчитывалось около 450 человек.

В 20‑30 годы успешно работал драмколлектив Ленинградского ДПГ. В нем ставились спектакли по русской и зарубежной классике: «Ревизор», «Трясина», «Проделки Скапена», «Сердце Бокачио», «Тартюф», «Честная шляпа», «Отелло», «Каменный гость», «Женитьба», «Севильский цирюльник» и др. В эти же годы сформировались как отдельные жанры — пантомима и клоунада.

img086

img087

img088

Осенью 1937 года на репетиции пьесы «Как закалялась сталь» режиссер театра М. С. Тагер-Карьелли был арестован, а затем в течение нескольких дней забрали ведущих артистов драмколлектива в числе пятидесяти четырех, репрессированных в то время. 35 человек, составлявших элиту Общества глухих, были обвинены в шпионаже и расстреляны 24 декабря 1937 года на Левашовской пустоши. В 1955 году они были реабилитированы.

В тяжелые годы блокады Домпросвет глухонемых не прекращал работу. Политико-воспитательная работа проводилась при свете коптилок. Было организовано обучение глухих владению оружием. Здание на Красной (Галерной) улице, дом 55 подверглось обстрелу вражескими снарядами, но уцелело. После войны здание было отремонтировано. ДПГ возобновил свою работу: создавались кружки, вернулись старые участники художественной самодеятельности, пришла молодежь. В 50‑е годы в драмколлективе ставились спектакли: «Слуга двух господ», «Ночь перед рождеством», «Гроза», «Свадьба с приданым» и др.

Успешно работали хореографический кружок и студия пантомимы. Открылась студия изобразительного и прикладного искусства, на базе которой потом был создан Ленинградский восстановительный центр в Павловске. Делает свои первые фильмы киностудия, а фотокружок проводит конкурсы и выставки. Расцвет деятельности Дома культуры пришелся на 60‑70‑е годы XX века. Благодаря сильному драмколлективу и замечательным режиссерам были поставлены спектакли «Оптимистическая трагедия», «Трибунал», «Баня». Тогда же зарождается жанр жестовой песни, появился вокально-инструментальный ансамбль. Наши мимы стали лауреатами Международного фестиваля пантомимы в Чехословакии. Была поставлена музыкальная мелодрама «Ночь перед Рождеством».

В 80‑х годах прославился большими театрализованными, литературно- поэтическими представлениями агиттеатр «Невская волна». Позже он преобразовался в шоу- труппу «Шаляй-валяй», которая устраивала веселые эстрадные представления и ночные шоу. Своя самодеятельность была в клубе ветеранов труда. В ДК действовали клубы по интересам: клуб художников «Прометей», клуб «Книголюб», «Шах и мат», «Отдыхаем всей семьей» и многие другие. В 90‑е годы, несмотря на трудную экономическую обстановку, работникам Дома культуры удалось привлечь молодое пополнение в коллективы жестовой песни и пантомимы. Проводились традиционные конкурсы и вечера жестовой песни, клоун-мим-шоу, массовые праздники. Летом сотрудники ДК устраивали концерты и праздники в детском оздоровительном лагере «Березка».

В настоящее время ДК СПб и ЛО РО ОООИ ВОГ, продолжая традиции прошлого, вносит современное содержание в художественно-массовую и культурно- просветительную работу и является главным досуговым центром для инвалидов по слуху Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Дворец Великого князя Михаила Александровича Романова

Зрительный зал

anglijskaya54 04

Парадный зал

anglijskaya54 03

Фойе у камина

anglijskaya54 07

Стеклянный потолок парадного холла

anglijskaya54 05

Парадный холл

anglijskaya54 02

Секунд-майор, адмирал, великий князь… Многочисленные хозяева одного дома

Виктор АНТОНОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ Выпуск № 037 от 29.02.2008

В наши дни Английская набережная — это шумная транспортная магистраль, где прогуливаться — удовольствие малоприятное. А когда‑то любило по ней гулять под весенним солнцем «лучшее общество», наслаждаясь широким простором реки и разнообразными и красивыми особняками на берегу, у каждого из которых есть своя долгая и интересная история.

Дом № 54, облицованный по фасаду гранитом и английской плиткой, не исключение. Его документальная история начинается в 1713 году, когда на будущей набережной от полковника Никона Савенкова участок (12 на 43 сажени) купил англичанин Осип Най, известный корабельный мастер, работавший на Адмиралтейских верфях. Най, очевидно, построил для себя деревянный или мазанковый дом, но возвести каменные палаты, как того требовал императорский указ, в 1732 году отказался. В результате в том же году владение было передано лейб-гвардии капитану Сергею Автономовичу Головину, сыну известного петровского стольника. Он к 1738 году палаты возвел. Их барочный фасад в семь осей можно увидеть на рисунке из коллекции Берхголыга в Стокгольмском музее.

В 1766 году дом на набережной поменял владельца, им стал секунд-майор Александр Григорьевич Собакин из старинного дворянского рода, а после его кончины сын -отставной майор Петр Собакин. От него в 1776 году здание по купчей перешло к богатому английскому купцу Уильяму Портеру. С 1760‑х гг. его торговая компания была одной из крупнейших в Петербурге. Английские негоцианты жили в основном на Васильевском острове, где находилась биржа, и на Английской набережной, которая от них получила свое название.

После того как в 1790 году купец продал за 35 тысяч рублей свой особняк, он за четыре года сменил трех хозяев. Первой хозяйкой стала 24‑летняя красавица Ольга Александровна Жеребцова, родная сестра Платона Зубова, фаворита Екатерины II. У нее в это время уже начался многолетний роман с английским послом Джорджем Уитвортом. Оба персонажа сыграли важную роль в подготовке заговора против Павла I, который, однако, вынашивался в соседнем доме № 52, куда позднее переселилась Жеребцова.

Трехэтажный особняк у нее приобрел в 1792 году немецкий купец Генрих-Рудольф Линдеман, который два года спустя его перепродал крупному негоцианту Иоганну Христофору Бергину, сыну нарвского сапожника. Тот владел домом до 1815 года. Бергин расширил особняк на набережной на три оси за счет части здания, приобретенной в 1796 году у соседа слева, после чего в доме стало 28 покоев. На этом купец, ставший придворным банкиром, не успокоился и через четыре года купил с аукциона другой дом, выходивший на Галерную и Новоадмиралтейский канал. Очевидно, в этот период фасад на набережную приобрел новый ампирный вид. В газете «Санкт-Петербургские ведомости». 1806, № 35, есть такое любопытное объявление: «В доме коммерции советника Бергина… украдены… золотые английские горизонтальные карманные часы работы Нортона в Лондоне, большой величины с колпаком…».

После Бергина хозяйкой трехэтажного особняка стала бывшая фрейлина княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, супруга известного мецената Н. Б. Юсупова, с которым она, однако, быстро развелась. Княгиня жила здесь до начала 1823 года (позже она владела Юсуповским дворцом на Мойке), затем в проданный дом переселилась имеретинская царица Анна Матвеевна, вдова царя Давида, с сыном Константином. Царская семья была бедной и потому сразу стала сдавать внаем два верхних этажа.

В 1830 году из‑за просроченной закладной дом на набережной был приобретен с торгов для начальника Главного морского штаба светлейшего князя Александра Сергеевича Меншикова (1787‑1869). Архитектор В. А. Глинка (он только что закончил возведение Румянцевского музея на Английской наб., 44) взялся за полную перестройку и перепланировку дома, которые произвел в S 831‑1832 годах. В бельэтаже разместилась половина князя: мраморный кабинет, библиотека, голубая и зеленая гостиные, круглый зал, украшенная колоннами столовая; на первом этаже -покои его жены Екатерины Сергеевны.

При перестройке были сделаны новые стены, двери и окна, проведен из Невы водопровод. «Сняты со стен старые шелковые обои с рамами» — обойщики Шеффер и Богданов их заменили на муар и граденапль. Купец В. Бабков поставил мебель из карельской березы и красного дерева, Гамбс — стулья красного дерева и «обитую тафтой перегородку в готическом стиле». Бронзовую люстру и жирандоли привезли из магазина Герена; «двухрожковую лампу на треножнике красного дерева с бронзовым капселем» купили у лампового мастера Китнера; ковры — в английском магазине. Все работы обошлись казне в 166,5 тысячи рублей.

Хозяин особняка долгие годы фактически руководил Морским министерством, и ему были поручены преобразования в российском флоте. Он был прекрасно образован, говорил на нескольких языках, обладал огромной памятью и работоспособностью. В обществе Меншиков слыл за человека независимого, едко-остроумного и честолюбивого. Некоторые его остроты и анекдоты вошли в историю. Библиотека князя была одной из богатейших в России; с 1831 года он состоял почетным членом Академии наук.

В 1833 году Меншиков получил звание адмирала, хотя свои воинские подвиги он совершил на суше — участвовал во всех крупнейших сражениях на войне с Наполеоном и за отвагу был награжден орденом Анны II степени и золотой шпагой. В русско-турецкой войне 1828‑1829 гг. князь отличился при взятии крепости Анапы и Варны, где был тяжело ранен. После этого его жизнь протекала главным образом в особняке на Английской набережной в делах по морскому ведомству, порученных ему Николаем 1, любимцем которого он был.

Когда началась Крымская война, адмирал и генерал-адъютант Меншиков был назначен командовать действующей армией и флотом. По мнению большинства современников, это командование оказалось малоудачным, и в феврале 1855 года после нескольких поражений князь был от должности освобожден, а через год под огнем критики подал в отставку. Правда, современные историки не столь негативно оценивают способности Меншикова как полководца, считая, что временами объективные обстоятельства были сильнее его.

После смерти светлейшего особняк с домом на Галерную и канал унаследовал его сын — боевой генерал Владимир Александрович (1815‑1893), на котором род пресекся по мужской линии. Наследники 4 мая 1896 года продали владение Кабинету Его Императорского Величества за 470 тыс. рублей. Кончилась княжеская, началась — с 1904 года — великокняжеская пора.

При Владимире Александровиче особняк был в 1870‑1874 гг. перестроен академиком К. К. Рахау в модном стиле эклектики. «Фасад скромный, спокойный и в высшей степени изящный, — писал журнал «Зодчий». -…Внутри комнаты почти что все убраны в стиле Людовика XV… особенно замечательны танцевальный зал и парадная лестница». Последние интерьеры сохранились. Танцевальный (ныне театральный) зал оформлен хорами, шестью колоннами желтого стюка и лепными фигурами силенов. Мраморная изогнутая лестница с верхним светом украшена по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой. Столовая была отделана в русском стиле, а кабинет князя — в мавританском. Сходное убранство присутствует в последующем произведении зодчего — особняке купца И. Ф. Громова на Миллионной ул., 7.

Двадцать лет прожил Меншиков в роскошных интерьерах, которые нетронутыми просуществовали еще столько же лет, пока в 1911‑1913 годах придворный архитектор Р. Ф. Мельцер, видный мастер модерна, частично не переделал их для нового владельца — великого князя Михаила Александровича (1878‑1918), младшего брата императора Николая II. Переделка коснулась фасада, флигелей, жилых покоев третьего этажа и части интерьеров бельэтажа. Правый флигель был со двора надстроен аттиковым этажом, въезд с Галерной украшала арка с павильоном. Она — отголосок классицизма, тогда как в целом стиль модерн преобладает. В правом флигеле в первом дворе оборудовали обширный гараж, ибо владелец был большим автолюбителем.

Свой обновленный дворец Михаил Александрович увидел, только когда началась первая мировая война, ибо в 1912 году после морганатического брака с разведенной Н. С. Вульферт ему было запрещено жить в России. Отзывы об этой волевой и умной женщине поражают своей крайней противоречивостью. Государь называл ее «хитрой и злой бестией», а французский посол М. Палеолог восхищался гордым и чистым лицом и его прелестными чертами.

В начале войны Михаил Александрович получил прощение и командовал на фронте Дикой дивизией. В столицу он приезжал только на побывки, останавливаясь большей частью в любимой Гатчине, где и был арестован Временным правительством. Большевики этапировали великого князя в Пермь и в ее окрестностях расстреляли. Вдове, носившей титул графини Брасовой, удалось с дочерью и сыном эмигрировать в Европу, где она скончалась в 1952 году в парижской больнице для бедных.

Дворец советская власть национализировала и в 1922 году передала Всероссийскому обществу глухих, которое доныне им пользуется, осуществляя большую культурно-образовательную работу для 12 500 своих членов в городе и области. Но долго ли оно здесь останется? Особняки на Английской набережной постепенно занимают разные учреждения и конторы.

Что сегодня можно увидеть во дворце из прежнего убранства? Кроме лестницы и танцевального зала рабочий с эркером кабинет Михаила Александровича. Там есть деревянные панели и встроенный книжный шкаф. В бывшей столовой сохранились обшивка стен, двери, зеркало в стиле модерн и даже старые батареи. Уцелели также три камина из белого и цветного мрамора, широкие раздвижные двери карельской березы и некоторые любопытные детали, а именно: каркас лифта, кованые наружные фонари, оконная фурнитура и т. д.

Однако многие интерьеры в послереволюционное время были переделаны и обезображены. Их судьбу может символизировать невысокая старая черемуха причудливого изломанного вида. Она одиноко растет во втором дворе, через который сегодня можно попасть в полузабытое историческое здание.

Талант не спичка — факел

Из всей плеяды — если будем их перечислять — творческих талантов нашего Дома культуры Виктор Колесов стоит особняком. С божьей искрой паренек увлекся пантомимой еще в школе. «Грешил» он элементами любимого жанра и в учебных спектаклях политехникума ЛВЦ, а после защиты там диплома, Колесова просто понесло. Виктор был принят в труппу Киевского театра УТОГ «Радуга», где талант его раскрылся во всем многообразии. И в то же время пробудился в нем талант творческого деятеля.

img103

Оттрубив на Украине добрый, коль не ошибаюсь, десяток лет, Колесов возвращается назад, в родной Ленинград. Где родился, там и пригодился, — здесь он, вроде бы почувствовал простор для проб в творчестве пантомимы. Жанр особо тонкий и не каждому дано расти до уровня Марселя Марсо. От подготовки новичка в коллективе пантомимы до настоящего профессионала дистанция немалого масштаба и требует сил и времени. А чувство юмора есть почти у каждого. Таким образом, коллектив Колесова под названием «Колесо» со временем трансформируется в клоун-мим-театр «Игрушки». Жанр подходящий, это — во‑первых. А во‑вторых, он понравился зрителю, который валом повалил на представления с участием клоун-мим театра. Немалую долю влияния на переход с классических движений в черном трико к пантомиме с элементами клоунады оказал творческий руководитель клоун-мим-театра «Лицедеи» Вячеслав Полунин, с которым у Колесова были довольно близкие отношения.

А самое главное, в театре сформировался коллектив единомышленников. Костюмы, спецэффекты, реквизит и декорации артисты готовили своими руками. Конкурсы, фестивали, выступления… постепенно театр заявил о себе и стал известен далеко за пределами России, становится Лауреатом многих смотров и конкурсов и первым за всю историю существования Дома культуры заслуживает звания народного. И в то же время последним.

В настоящее время добрая традиция присуждение звания «Народный», к сожалению, уже не практикуется.

Валентин Воробьев

 

 

 

 

 


Молодежный центр

Спорт глухих

Авторизация