
Роберта «Бобби» Кордано, директор Галлодета: мифы о жестовом языке
Найл ДиМарко (Nyle DiMarco), знаменитый глухой участник модельного шоу и танцевального конкурса «Танцуй со звездами», — один из выпускников Галлодетского университета. Он своим примером доказал, что глухие и слабослышащие люди могут реализовать любую мечту. Нил воспользовался своей популярностью и сказал всему миру свои слова в защиту общедоступного языка через одновременно жестовый и устный / письменный язык для глухих и слабослышащих детей с ранних лет.
Роберта «Бобби» Кордано хочет поделиться с родителями и специалистами своим мнением, которое чрезвычайно важно как для Галлодета и США, так и для всех стран мира. Исследования показывают, что в ясли приходит слишком много глухих и слабослышащих детей с отставанием в развитии из‑за того, что они плохо знают язык. Нам нужно сконцентрироваться и попытаться не допустить сильного расхождения между теми, кто учит речь, и кто учит язык.
Крушение мифов
Немногие, но шумные и крикливые организации и отдельные личности упорно вдалбливают обществу главный миф о том, что ЖЯ — не особо важная часть в обучении языку для глухих и слабослышащих детей. Они грубо искажают понятие ЖЯ как самой последней надежды, оплота для детей, которые не могут научиться устной речи. Из-за этого в обществе глухих и слабослышащих людей много неграмотных. Исследования четко показывают, что неграмотность можно победить лишь в том случае, когда мы погружаем глухого ребенка в богатую языковую среду, в которой соединены сильные стороны и преимущества и ЖЯ, и устного / письменного языка.
Исследования последних десяти лет подтверждают, что важно осваивать язык как визуально, так и на слух. Известные неврологи, которые изучают развитие мозга у младенцев, установили, что глухие дети из очень бедной языковой среды хуже всех способны учиться языку и чтению.
Чаще всего предлагаются технические средства как единственное решение проблемы с глухотой, но годы исследований доказывают, что это всего лишь малая часть. До сих пор держится миф о том, что кохлеарные имплантаты и слуховые аппараты могут сделать ребенка «слышащим». Все эти устройства — не полная замена ушам, а помощники, благодаря которым можно услышать звук и понять речь. С ними детям нужно месяцами и годами упорно тренироваться, и очень часто в ущерб самому языку. Проходя этот тернистый путь, ребенок не может достаточно глубоко погрузиться в мир языка, чтобы овладеть красивым, грамотным слогом и научиться читать.
Ученые выбирают образный язык
Сейчас большинство научных открытий — о биологических основах человеческого языка, чтения и билингвизма. Галлодетские ученые под руководством заслуженного невролога доктора Лоры-Энн Петитто (Laura-Ann Petitto) создали большую сеть научных работ о пользе раннего приобщения ребенка к визуальному языку.
Среди открытий наиболее интересны следующие:
- В мозге человека речи отводится не первое место; речь биологически равняется жестовому языку. Во время жестовой речи работают те же области мозга, что и во время устной. Эти участки мозга вообще‑то не отвечают за звуки, а воспроизводят схемы, шаблоны, на которых строится язык.
- Чем раньше начинают учить маленьких детей визуальному языку, тем лучше они воспринимают языковые схемы и шаблоны.
- Визуальный язык не вредит глухим малышам, не задерживает развитие устной речи. Наоборот, он поддерживает мозг «в тонусе», отчего устную речь учить становится гораздо легче.
- Глухие и слабослышащие дети, которых с младенчества учили жестовому языку, быстрее и лучше осваивали речь, набирали словарный запас и бегло читали. Это нельзя сказать о большинстве детей, которые не пользовались жестовой речью.
- Также у глухих и слабослышащих детей оказались точно такие же языковые способности, как и у детей, которые учатся сразу на нескольких языках. В работу включается больше участков мозга, дети лучше анализируют язык, лучше читают, у них лучше строится причинно-следственные связи.
Одно из наиболее нелепых недоразумений в том, что сроки этапов развития устной и жестовой речи разные. Обучение жестовому языку можно отложить. Доктор Петитто и другие ученые после 50 лет изучения проблемы опровергли этот миф. Исследования доказывают, что жестовый и устный язык осваиваются абсолютно одинаковыми темпами.
Большой объем научных открытий подтверждает, что раннее обучение и жестовому языку, и устной / письменной речи очень полезно всем детям. Для молодого мозга раннее использование жестового языка биологически первично, чем устная речь. Чем больше мы дадим ребенку возможностей общаться в среде, богатой жестовой и устной / письменной речью, тем умнее будет его мозг, и тем легче он будет осваивать языки.
Нехорошо подпитывать миф о том, что только устная речь — залог успеха в будущем.
Внедряем передовой опыт
Неправильное представление о ситуации очень вредит семьям, которые ищут точную информацию о возможных способах обучения для своих детей. Также недоразумения создают систему, в которой у семей нет доступа к обучению жестовому и устному / письменному языку. Очень часто информацию о преимуществах визуального языка и билингвизма утаивают от родителей глухих и слабослышащих детей на этапе обнаружения потери слуха. Врачи-специалисты чаще всего немедленно советуют родителям не пользоваться жестовой речью, а уделить внимание только устной речи.
Это должно измениться. Чтобы у родителей действительно был выбор, они должны иметь полный доступ к услугам в области жестового и устного / письменного языка. В здравоохранении до сих пор сохраняется устаревшая точка зрения о том, что кохлеарные имплантаты — единственно верная стратегия для детей, и только с их помощью можно выучиться устной речи и обеспечить себе светлое будущее. Ученые же настаивают на том, чтобы включить жестовый язык в программу кохлеарных имплантатов.
Будущее уже здесь
Мы сейчас находимся на новом стыке в истории, где подавляющее большинство научных открытий позволяет нам уверенно заявить о том, что нам больше не нужно выбирать между языками — гораздо лучше выбрать оба языка. Мы сейчас знаем, что необходимость в жестовом языке не уменьшилась, наоборот — возросла.
по материалам статьи с сайта http://www.gallaudet.edu /
Перевод: Екатерина Харькова