
«Мир, полный чудес»: страна глухих
В Каннах состоялась мировая премьера драмы «Мир, полный чудес» американца Тодда Хейнса. В картине снялись Джулианна Мур и Мишель Уильямс.
Впрочем, в центре действия не они, а замечательные дети актера Оакса Фегли: вы уже могли видеть в «Пите и его драконе», а дебютантка Миллисент Симмондс — действительно слабослышащая. Потрясающе смотрится многогранная Джулианна Мур — она и звезда немого фильма, который смотрит Роуз, и ее строгая мать, и странная женщина, которую встречает в музее Бен. В одних сценах она выглядит моложе своего реального возраста, в других — значительно старше, но везде одинаково органична. В нескольких кадрах о воспоминаниях ее заменяет трогательная Мишель Уильямс.
Обычно «волшебным» мы помним что‑то из детства, потом по привычке говорим так о детском кино. Тодд Хейнс снял фильм о детях. В фильме показаны запутанные параллельные истории двух детей, заблудившихся в Нью-Йорке и попавших в Музей естественной истории. Только Роуз оказалась там в 1927‑м, а Бен — полвека спустя, в 1977‑м. Оба сбежали из дома. Оба лишены слуха: Бен в результате несчастного случая, Роуз от рождения. И Роуз, и Бен одиноки и несчастны. Роуз ищет мать, не желающую ее знать известную актрису театра и кино. Бен — отца, о котором он не знает практически ничего; его мать погибла в автокатастрофе.
Автор книги о Бене и Роуз — Брайан Селзник, писатель и иллюстратор, создатель своеобразной литературной формы, в которой текст уступает картинкам, но те представлены не в форме комикса, а свободно перемежаются с прозаическими фрагментами, постепенно складываясь в единое повествование. Селзник прославился «Хранителем времени», блестяще экранизированным Мартином Скорсезе. «Мир, полный чудес» — его следующее творение. Оригинальный сценарий тоже написал он. В книге история Бена была рассказана словами, а Роуз — рисунками. В фильме Селзник с Хейнсом придумали адекватное оригиналу решение: 1927 год стилизован под кинематограф того времени — немой и черно-белый, а 1977‑й наполнен кислотными красками яркого и выразительного кино Нового Голливуда.
Здорово придумано — для глухой девочки раем на земле оказывается кинотеатр, где показывают немые фильмы: тут она наконец‑то в равном положении с другими зрителями. Главная путеводная нить здесь — книги и музеи. Бен отправляется в путь, ведомый оставшимся от матери музейным каталогом, надеясь найти все ответы в книжном магазине. Роуз, наоборот, рвет книгу-самоучитель по языку жестов, сбегая из дома в Нью-Йорк.
«Мир, полный чудес» — это Кунсткамера, Кабинет Редкостей, из которых когда‑то и выросли современные музеи. То же самое можно сказать о Музее естественной истории, куда попадают и Бен, и Роуз. В искусственно выстроенном пространстве они спасаются от беспощадной к ним реальности, туда же ведет Хейнс и зрителя.
Текст: Екатерина Харькова
по материалам www.meduza.io