Премьера спектакля «Зойкина квартира»

Всемирный день театра отмечается каждый год 27 марта. Это — международный праздник всех работников театра: актеров, режиссеров, продюсеров, осветителей и даже билетеров и гардеробщиков. К. С. Станиславскому, великому русскому режиссеру театра и педагогу актерского мастерства, принадлежит цитата «Театр начинается с вешалки». Маэстро имел в виду, что в театре важна любая профессия.
В преддверии праздника, 19 марта, на сцене Дома культуры СПб ВОГ поставили спектакль «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова. Его создал Владимир Бочаров, глухой режиссер и руководитель театральной студии «Маскарад» ДНТД. Вместе с ним над спектаклем работали звукорежиссер Анастасия Аристова и заведующая костюмерной Елена Федорова.
Стиль представления был черно-белый, как немое кино: белые декорации, элегантные черные платья и костюмы с белыми аксессуарами. Чтобы подчеркнуть дух того времени, добавили чуть красного цвета (даже волосы главной героини были рыжие). Действие на сцене разворачивалось очень динамично, слаженно, с песнями и танцами. Хочется отметить интересную задумку режиссера: сцена была освещена белым и цветным светом проектора, отчего представление было еще более интригующим и почти профессиональным.
Действие пьесы «Зойкина квартира» разворачивается в 1920‑х годах в Москве, в период расцвета НЭПа. Зоя Денисовна решает открыть у себя швейную мастерскую, прикрыв этим самым свою настоящую деятельность — дом свиданий. Помогают ей в этом брат Аметистов, который устроился администратором, и возлюбленный Абольянинов, бывший граф и музыкант. Зоя мечтает заработать деньги и уехать в Париж, и вначале ее бизнес приносит немалый доход. Но однажды к ней приходит богатый коммерческий директор треста Гусь, который в одной из работниц Зои узнает свою любовницу Аллу. Параллельно идет линия любовных отношений между горничной Зои, Манюшкой, и китайцем Херувимом. События развиваются таким образом, что в конце спектакля коварный Херувим, приревновав Манюшку к Гусю, убивает директора и убегает с возлюбленной. Зою арестовывают, и последними ее словами стали «Прощай, прощай, моя квартира».
Роли в спектакле исполняли:
Зоя Денисовна Пельц — Наталья Полосина
Манюшка — Анастасия Елецкая
Павел Федорович Абольянинов — Николай Лобанов
Александр Тарасович Аметистов — Дмитрий Самбура
Борис Семенович Гусь — Владимир Якунин
Ган-Дза-Лин (он же Газолин) — Иван Лисовой
Херувим — Никита Хачадуров
Алла Вадимовна — Валентина Ульянова
Швея 1 — Евгения Лопатина
Швея 2 — Ксения Ефросиненко
Красноармеец 1 — Артем Андреев
Красноармеец 2 — Никита Чеснеков
Представление шло полтора часа, неслышащие зрители смотрели с интересом и переживали вместе с героями. Когда спектакль закончился и его участники вышли на сцену кланяться, их зал встретил овациями, похвалами и даже топотом ног. Публика была в восторге, долго не хотела расходиться, поздравляла Владимира Бочарова и его ребят.
Последний спектакль с подобным размахом был поставлен в 1989 году слышащим режиссером Леонидом Дроновым («Вечно живые» по пьесе Виктора Розова). Главную роль в нем играла Мария Васильева, нынешний художественный руководитель в ДК СПб ВОГ и руководитель кружка театра малых форм «Балаганчик» ДНТД.
Режиссер Владимир Бочаров и администратор ДК Елена Шигина дали интервью, в котором рассказали, откуда появилась идея поставить «Зойкину квартиру», о трудностях, с которыми столкнулись, и о своих дальнейших планах.
Несколько участников спектакля согласились рассказать о своем дебюте.
Наталья Полосина (Зоя Денисовна):
По словам коллег, мне подходит роль Зои Денисовны. Когда я играла эту роль, сумела перевоплотиться в нее, потому что понимаю героиню Зою и ее трудную ситуацию во время НЭПа.
Трудные моменты у меня были на репетициях, когда надо было делать разные резкие выражения лица и движения за очень короткое время. Трудности преодолели не сразу, благодаря частому посещению репетиций.
Изменил ли театр мою жизнь? Затрудняюсь ответить, потому что, во‑первых, давно играю на сцене в ДК в разных малых формах. А во‑вторых, я впервые сыграла в спектакле, пока театр — новый мир для меня.
Я мечтаю сыграть роль грустной ранимой женщины, которая может довести зрителей до слез. Хочу проверить себя, способна ли я на сложную роль.
Дмитрий Самбура (Аметистов):
Затрудняюсь ответить, подходит ли мне роль Аметистова. Но мне этот герой очень понравился! У него собраны все отрицательные черты характера, а я люблю отрицательных героев. Моей задачей было — хорошо вжиться в его роль! Для этого я изучал поведения жуликов и лгунов в фильмах.
Для меня трудно было сдерживать презрительную и вредную гримасу, а потом превратиться в подлизу! Для этого пришлось настраивать себя, внушить себе, что я Аметистов, думаю как Аметистов, хожу как Аметистов!
После премьеры я проснулся счастливым человеком. Не верилось, что выступил на сцене. Хочу сыграть все роли, ведь они мне очень интересны и каждая роль по‑своему уникальна!
Валентина Ульянова (Алла Вадимовна):
Мне любая роль нравится, потому что люблю выступать на сцене.
Самые трудные моменты были в начале своего выступления, из‑за волнения. А потом хорошо вошла в свою роль, и легко преодолела трудности.
Театр не изменил мою жизнь, а просто дал мне духовность, новые эмоции, необычную атмосферу. Я пока не мечтаю о конкретной роли, для меня главное, чтобы режиссёр давал подходящую мне роль, и чтобы я была на сцене.
Для справки:
В 1925 году театр им. Вахтангова в Москве попросил Михаила Булгакова написать лёгкую комедийную пьесу с песенками-куплетами и танцами на современную нэповскую тему. Весёлая водевильная пьеса будто бы без смысла, «Зойкина квартира» на самом деле скрывала за обманчивой внешностью серьёзную общественную сатиру, отчего спектакль был запрещён по решению Наркомата просвещения 17 марта 1929 года с формулировкой: «За искажение советской действительности». Сам Булгаков определил жанр пьесы так: «Это трагическая буффонада (сценка), в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».
Текст, фото и видео: Екатерина Харькова